Организационная структура гидрометеорологического обслуживания железнодорожного транспорта


Для обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог необходимой гидрометеорологической информацией более 65 лет назад была создана Гидрометеорологическая служба железнодорожного транспорта, которая организационно входит в структуру Главного управления пути ОАО "РЖД".

Основным подразделением транспортной гидрометеорологической службы на сети железных дорог является дорожная геофизическая станция. Геофизические станции были созданы на дорогах в 1952 году. К этому привела большая потребность в гидрометеорологической, прогностической, штормовой информации и необходимость в организации ряда специальных работ. К таким специальным работам относились следующие: изучение атмосферной коррозии железнодорожных устройств (это потребовало создание на дорогах атмосферно-коррозионных станций). Гидрометеорологическое обслуживание железных дорог в 1952 году осуществлялось дорожными геофизическими станциями и метеостанциями, которые в небольшом количестве имелись, но далеко не на всех дорогах.

Для повышения качества прогнозов погоды, штормовых предупреждений и другой гидрометеорологической информации на Октябрьской ж.д. вводится круглосуточная работа метеорологов в зимний период. Ведется систематическое изучение климата и микроклимата дороги, крупных железнодорожных станций и узлов, опасных явлений погоды (отложение мокрого снега на проводах, сильный ветер, снегопады и метели, низкие и высокие температуры воздуха и метели и т.д.) и их влияние на железнодорожный транспорт, разрабатываются методики прогноза опасных явлений погоды.

От территориальных управлений Гидрометслужбы, на основании заключаемого договора между железной дорогой и управлением Гидрометслужбы, геофизическая станция получает прогнозы погоды: полусуточные и суточные, на 2 - 3 дня, консультации о погоде и развитии атмосферных процессов, штормовые предупреждения об опасных явлениях погоды. Перед весенним паводком - консультации о начале весеннего паводка и характере его прохождения, прогнозы: вскрытия рек, максимальных уровней рек весеннего половодья, объема весеннего половодья (дата прохождения максимальных уровней).

На основании планов регулярной и штормовой метеорологической информации железной дороги метеостанциями управления Гидрометслужбы на Геофизическую станцию поступают через каждые 3 часа наблюдения за погодой, декадные и месячные телеграммы, снегосъемки, штормовая информация о явлениях погоды. В период весеннего паводка водомерные посты территориальных управлений Гидрометслужбы передают уровни воды на реках, пересекающих железную дорогу.

На период весеннего паводка на дороге в дистанциях пути на железнодорожных мостах организуются временные водомерные посты, которые ежедневно ведут наблюдения за уровнями воды на реках и за состоянием ледовой обстановки. Эта информация сразу после наблюдений передается на Геофизическую станцию, а после окончания паводка высылаются журналы водомерных наблюдений.

В данный момент на территории России единственная метеостанция, ведущая ежечасные наблюдения за всеми метеорологическими характеристиками, в том числе и за температурой рельсов, является метеостанция "Фарфоровский пост" Октябрьской железной дороги.

Резюме

Железнодорожный транспорт работает на огромной по географической протяженности территории страны, под открытым небом и в разных климатических зонах. Поэтому бесперебойная, четкая работа его во многом зависит от условий погоды.

Основным условием успешной работы железнодорожного транспорта в сложных погодных и климатических условиях является знание работниками транспорта влияния погодных условий на деятельность его основных служб.

Успешное гидрометеорологическое обслуживание железнодорожного транспорта зависит от знания гидрометеорологами влияния условий погоды на работу транспорта и перспектив его развития. Это позволяет определить качественные и количественные характеристики явлений погоды, которые опасны железнодорожному транспорту сейчас или будут опасны в ближайшем будущем, сформулировать требования к климатической информации для использования ее в плановых и проектных работах на транспорте, разработать более совершенную методику прогноза опасных явлений погоды. Разрушительное воздействие на объекты железнодорожного транспорта отдельных явлений погоды независимо от заблаговременности и точности их предупреждений неизбежны. Поэтому на каждом предприятии железнодорожного транспорта необходимо разрабатывать мероприятия и технологии производства для работы в сложных условиях погоды, что позволит до минимума сократить потери, связанные с воздействием опасных явлений погоды.

Строительство и обслуживание скоростных магистралей требуют большего количества климатологической информации и круглосуточного гидрометеорологического обеспечения.

Прогноз погоды должен быть одним из звеньев технологического процесса транспортного производства. Для этого он должен быть узкоспециализированным прогнозом, нести в себе достоверную и полную информацию об ожидаемых условиях погоды. Это будет возможно только тогда, когда дорожные геофизические станции, занимающиеся обслуживанием железных дорог будут возрождены и укомплектованы специалистами, и в достаточном количестве, и помимо оперативной, будут вести и научно-исследовательскую работу.

^ Наверх