Как связаны аварии ЖКХ с погодой?


Сообщения о коммунальных авариях приходят сейчас со всех концов страны. Каждый день регистрируются десятки новых порывов. Причем, в лидерах – отнюдь не Сибирь и не Забайкалье, а европейская часть России. Например, в Удмуртии вообще из-за постоянных ЧП на сетях с 22 января действует режим чрезвычайной ситуации. Как правило, когда посреди зимы на теплотрассах начинают бить фонтаны, коммунальщики всё сваливают на морозы. Но сейчас-то в регионе не по сезону тепло, здесь продолжается аномальная оттепель, а количество аварий растет в геометрической прогрессии. Казалось бы, связь очевидна. Но это лишь на первый взгляд всё так просто.

Действительно, чаще всего в порывах на теплотрассах винят морозы. Но сейчас на значительной части нашей страны погода совсем не зимняя. Накануне оттепели наблюдались почти во всех регионах Европейской России. За Уралом столбики термометров выше 0° не поднимались, но и здесь для этого времени года на удивление тепло. Холоднее климата сейчас только на Дальнем Востоке. В остальных районах – наоборот, температуры поднимаются выше, чем обычно.

Только вот на статистике коммунальных аварий это никак не отражается. Трубы рвутся и рвутся. Большая авария произошла в Твери, отличается авариями и Санкт-Петербург: в городе мостов и фонтанов в последние дни их становится всё больше. Жаль, что возникают они в самых неподходящих местах. Чаще всего – прямо посреди городских дорог.

Прорывы на тепломагистралях действительно бывают связаны с погодой, в первую очередь – с морозами. Дело в том, что в самые холодные периоды температура теплоносителя максимальна (по СНИП для отопления жилых зданий, она может составлять 105°С), а значит, тепловое расширение металла достигает максимума. Если трубы изношенные или дефектные, то они могут прохудиться, кроме того, часто ломаются компенсаторы трубопроводов.

А что происходит с коммунальными сетями во время оттепелей? Даже самой снежной зимой в российских городах сугробы лежат не везде. Над теплотрассами почва почти никогда не промерзает и остается сухой. Между тем, нынешняя рекордная оттепель сильно сократила снежный покров на огромной части региона. На тротуарах и газонах разлились моря. В Петербурге до начала оттепелей высота снежного покрова достигала 17 см, а сейчас сугробы почти полностью сошли на нет. В Курске они осели вдвое, в Твери уменьшились в 3 раза! А ведь каждый растаявший сантиметр снега – эти литр воды на квадратный метр площади. Как известно, при увлажненности всего 17% большинство грунтов существенно теряют плотность, а влажный грунт гораздо тяжелее сухого. Давление на подземные коммуникации увеличивается. Но достаточно ли этого, чтобы сломать какую-нибудь старую трубу?

Эксперты отвечают, что внешнее воздействие грунта на трубу большого диаметра и с толстой стенкой не может вызвать прорыва, если труба без изъянов. Специалисты в один голос твердят: трубы, увы, чаще всего рвутся не из-за погоды, а из-за бесхозяйственности!

И вот еще одно тому подтверждение: мы натолкнулись на любопытное исследование, якобы, проведенное Минпромторгом. Согласно ему, в последние годы в стране сформировался настоящий теневой рынок отреставрированных труб. Иначе говоря, старые, отслужившие свое коммуникации подваривают, им возвращают товарный вид и за небольшие деньги продают нерадивым подрядчикам. Само собой, положенные 20-25 лет они никак прослужить не могут, максимум – пару лет. По состоянию на 2011 год объем черного рынка составлял 700 тысяч тонн, то есть четверть от объема всего трубного рынка для нужд ЖКХ и строительства. И по некоторым оценкам, из-за этого отрасль ежегодно теряет десятки миллиардов рублей.

Так что, погода и правда может влиять на состояние сетей. Но чаще всего на неё просто удобно списывать вину за коммунальные ЧП.

Источник: ФОБОС

^ Наверх