Гидрометеорологическое обеспечение Советской Армии в Великой отечественной войне и роль в нем Центрального института прогнозов


Великая Отечественная война потребовала включения Гидрометслужбы СССР в состав Вооруженных сил страны. 15 июля 1941 года было создано Главное Управление Гидрометслужбы Красной Армии – ГУГМС КА. Главное Управление Гидрометслужбы и ЦИП (Центральный институт погоды, с 1943 г. - Центральный институт прогнозов) вошли в состав Наркомата Обороны с непосредственным оперативным подчинением Генеральному штабу, а в штабах фронтов и армий были созданы гидрометеорологические отделы. С первых дней войны Гидрометслужба страны стала работать для фронта.

В годы Великой отечественной войны наша служба располагала значительным научным арсеналом, применимым для военных целей. Дав заметный толчок развитию метеорологии и гидрологии, война потребовала от них и немалой доли отдачи. Метеоинформация приобретала «ценность особого вида оружия».

«Обрезанная карта» 30 августа 1941 годаДо 22 июня 1941 года в Центральный Институт Погоды стекались сведения о погоде со всех советских и многочисленных зарубежных метеостанций. Но с первого же дня войны уже не было единой «мировой» погоды. Воюющие стороны засекретили свои метеосводки, идущие в эфир. Для этого применялся свой собственный метеорологический шифр. При малейшем подозрении, что цифры перехватываются и расшифровываются противником, код немедленно менялся. Метеоданные сделались подлинной военной тайной. Синоптическая карта сделалась своеобразным зеркалом, отражавшим ситуацию на линии фронта.

По мере отступления наших войск вместе с оставленными городами закрывались бесценные для синоптика точки. Приходилось работать с неполными картами, на которых целые страны выглядели белыми пятнами.

«Обрезанная карта» - так во время войны прогнозисты называли синоптическую карту. Использовалась каждая возможность расширить рамки «обрезанной карты».

В тяжелейшем 1942 году были сделаны попытки получить сведения о погоде с оккупированной немцами территории. Среди партизан, действовавших в Белоруссии и на Смоленщине, находились люди, знакомые с методикой метеорологических наблюдений, умеющие работать с приборами. Они становились добровольными метеорологами-наблюдателями. Добытые ими сведения о погоде шли в эфир. Сводки, содержавшие метеорологическую информацию, поступали в Центральный штаб партизанского движения в Москве, а отсюда цифры шли по разным адресам: в штабы армий, в авиацию дальнего действия, в Центральный институт прогнозов.

Конструкторы с непосредственным участием работников Гидрометслужбы в невероятно короткие сроки создали компактную метеостанцию, состоящую из двух небольших чемоданчиков. Единственные в своем роде десантные автоматические радиометеостанции доставлялись авиацией в немецкий тыл и четыре раза в сутки автоматически «выходили» в эфир, посыпая сигналы на расстояние нескольких сотен километров и давая тем самым надежную информацию о погоде на лётных трассах.

При прогнозировании по «обрезанной карте» широко использовались предложенные Х.П. Погосяном и Н.Я. Таборовским основы метода адвективно-динамического анализа процессов в тропосфере и типизация синоптических процессов над Европой, разработанная О.Г.Кричаком для работы в условиях дефицита информации с оккупированной территории. Применение трехмерного анализа процессов в атмосфере позволило Х.П. Погосяну заметно уточнить краткосрочные прогнозы погоды. Синоптический метод прогнозов погоды Б.П. Мультановского, развитый в предвоенные годы его последователями, был применен для обеспечения подготовки боевых операций войск уже в первый период войны. Начали передаваться военным синоптикам прогнозы ветра на высотах до 5 км. С.Т. Пагаве удалось улучшить обоснование прогнозов на 3-5 дней и с 1944 г. начать составление прогнозов на сезон. Интенсивно развивались исследования по гидродинамическим методам прогноза погоды, в том числе совершенно новые, которые вели И. А. Кибель, Е.Н. Блинова, Н.А. Багров, позже Г.М. Морской.

Эффективное применение нашли созданные гидрологами и климатологами гидрометеорологические описания и справочники по районам боевых действий; новые методы прогнозов уровня рек в качестве водных заграждений и переправ. Совместно с гидрофизиками ГГИ Б.В. Проскуряковым и А.П. Доманицким были разработаны методы прогнозов проходимости местности для различных видов техники. Была завершена разработка ряда методов фоновых гидрологических прогнозов. Н.А. Белинский разработал новый метод долгосрочных прогнозов ледовых явлений на неарктических морях. Я.М. Тютнев разработал метод краткосрочных ледовых прогнозов.

Правильная оценка и прогноз гидрометеорологических условий способствовали важным военным операциям с начала войны.

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.В ходе проведения всех крупных операций Генеральный Штаб давал задание ЦИПу на подготовку всесторонних сведений об ожидаемой гидрометеорологической обстановке.

Прогноз о нелетной для немецкой авиации погоде дал возможность беспрепятственного проведения парада на Красной площади 7 ноября 1941 г.

Использование знаний проходимости снежного покрова для танков в период обороны Москвы позволили определить сроки начала контрнаступления в ноябре-декабре 1941 г.

Использование прогноза резкого похолодания и прекращения распутицы в ноябре –декабре 1941 г. дало начало успешному контрнаступлению войск Южного Фронта.

Осуществление взлома льда искусственным паводком на канале им. Москвы, превратившего его в серьезную водную преграду, позволило остановить немецкое наступление севернее Москвы.

Точные прогнозы погоды сыграли существенную роль в планировании боевых операций при форсировании Днепра летом и осенью 1943 г.; в наступательных операциях Волховского, Северо-Западного и Калининского фронтов зимой 1942 года; при обороне Сталинграда и разгроме немецкой группировки войск зимой 1942-43 гг. Учет проходимости для танков замерзших болот и ледяного покрова рек под Тихвином, Ржевом, Вязьмой, Тверью в январе-феврале 1942 г. позволил назначить контрнаступление на сроки ожидаемого по прогнозу улучшения погоды.

«Дорога жизни» по льду Ладожского озераГидрометеорологическое обеспечение играло важную роль в создании и успешной работе знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера.

 

 

Источник: Гидрометцентр России

^ Наверх